irensaratov (irensaratov) wrote,
irensaratov
irensaratov

Categories:

«Это сам Потемкин!» в Эрмитаже

7 декабря в День Святой Екатерины Эрмитаж отмечает день рождения. Традиционно в этот день в музее проходит масса мероприятий. В этом году кульминацией праздника, несомненно, стало открытие одной из самых масштабных выставок уходящего года – «Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г.А.Потемкина-Таврического».

Желание отметить день рождения Эрмитажа в его стенах было огромным. Останавливал лишь тот факт, что в этом году 7 декабря пришлось на субботу. Выходной день, бесплатное посещение (в праздничный день все индивидуальные посетители могут пройти в музей по бесплатным билетам), музейные торжества по случаю 255-летия музея и открытие выставки… Очередей при данных обстоятельствах было бы не избежать. Практически уже отказалась от этой идеи, когда на сайте spbblog появилась заманчивая запись «Приглашаем в Эрмитаж». В общем, spbblog в лице zaoblachnaya осуществило желаемое и главное – без стояния в очередях.

1.jpg


В 2019 году исполняется 280 лет со дня рождения, пожалуй, самого могущественного сановника времен Екатерины II. Один из современников светлейшего князя Потемкина-Таврического писал о нем: «Когда его не было поблизости, говорили только о нем, в его присутствии все смотрели только на него».

«Это царь?» - спросил кузнец одного из запорожцев.
«Куда тебе царь! Это сам Потемкин!» - отвечал тот.

                                /Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством/

2.jpg
Ф.И.Шубин. Портрет Г.А.Потемкина, 1791    


Если в двух словах… Грандиозно и масштабно. Куратор выставки Наталья Юрьевна Бахарева призналась, что занималась подготовкой выставки три года. Заявлено, что на выставке представлено более тысячи музейных предметов. Сбилась со счета, сколько залов заняла выставка. В парадных залах Невской анфилады экспозиция знакомит с государственной деятельностью Потемкина. А вот в Ротонде и примыкающих к ней комнатах представлены предметы из личных коллекций светлейшего князя.

3.jpg


Масштаб выставки гигантский. За один раз охватить все, если смотреть внимательно и вдумчиво, просто невозможно. Провела на выставке достаточное количество времени. Но ухватила, как показалось, самую малость. Повторного посещения, думаю, не избежать. Приглашаю совершить непродолжительную прогулку по выставочным залам с остановками у тех экспонатов, мимо которых не пройти, на которые советовали обратить внимание специалисты, которые приглянулись мне по каким-либо причинам.

Залы Невской анфилады – Аванзал, Николаевский зал и зал с ракой Александра Невского. Выставленные здесь экспонаты представляют многогранный образ Потемкина, рассказывают о его личных качествах, государственных свершениях, взаимоотношениях с императрицей, для которой он стал не просто очередным фаворитом, но возлюбленным, другом и соратником.

4.jpg
Медальон с портретом Екатерины II, 1770-1790 (по преданию, медальон был найден в карете, принадлежавшей князю Г.А.Потемкину)


Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический - самый деятельный сподвижник Екатерины II, полководец, основатель Черноморского флота,

5.jpg
М.М.Иванов. Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А.Потемкина-Таврического при взятии Очакова, 1788-1791


президент Военной коллегии.

6.jpg
Кресло парадное президента Военной коллегии, 1784 (вероятно, было изготовлено для президента Военной коллегии князя Потемкина)


Деятельная и энергичная натура Потемкина позволяла ему управлять работой разнообразных ведомств и отдельных учреждений, фабрик и заводов. Он владел несколькими предприятиями в столице, ее окрестностях, а также в других областях империи. Стеклянное производство, которое после смерти светлейшего князя было выкуплено в казну и преобразовано в Императорский стеклянный завод. Часовая фабрика работала в Дубровне Могилевской губернии, много внимания Потемкин уделял развитию Тульского оружейного завода.

8.jpg
Ваза-корзина с комплектом пасхальных яиц, Потемкинский стеклянный завод, 1786


Потемкин играл ведущую роль в разработке грандиозных внешнеполитических проектов Екатерины II. Его стараниями удалось добиться мирного присоединения в 1783 году к российской империи Крыма.

9.jpg
Атлас Таврической области (составлен после присоединения Крыма к России в 1783г., создан для князя Потемкина)


С Потемкиным связаны масштабные преобразования на юге России, которые он блестяще продемонстрировал императрице во время ее знаменитого «Таврического вояжа». На выставке представлены экспонаты, позволяющие воссоздать атмосферу путешествия Екатерины II.

10.jpg
Гравюра Джона Янга (по оригиналу Ф.И.Шубина). Портрет Екатерины II в дорожном костюме, 1792


Существует легенда, что для вояжа в Тавриду был специально изготовлен Яхтинский сервиз. Не случайно предметы из сервиза были украшены символами могущества и процветания русского флота: двуглавый орел держит в лапах лавровый венок и флаг с двумя перекрещенными якорями.

11.jpg


Григорий Александрович был особенным, он отличался исключительностью во всех проявлениях своей натуры. «Необыкновенный всегда и во всем» - так писал о нем французский посол граф Сегюр. Герой своего времени…

7.jpg
Неизвестный художник (по эскизу И.П.Мартоса). Проект памятник светлейшему князю Потемкину, 1820-е годы


Еще три экспоната из Николаевского зала из разряда «мимо не пройдете». Среди военных трофеев русско-турецких войн выделяется турецкая палатка, принадлежащая Потемкину.

12.jpg


Это высокий шатер с пятью окошками и дверью, который снаружи выглядит довольно скромно. Внутри же стены и свод палатки богато украшены орнаментальной вышивкой и аппликациями.

13.jpg


Не забудьте заглянуть внутрь палатки. Для желающих устроен небольшой стеклянный коридор, позволяющий рассмотреть внутреннее декоративное убранство военного шатра.

14.jpg


Огромный портрет Потемкина из собрания музея А.В.Суворова занимает центральное место в Николаевском зале. На выставку он прибыл из Гатчины, где находился в одном из недоступных широкой публике коридоров. Из-за больших размеров полотно не проходит ни в одни двери, поэтому его пришлось снимать с подрамника, накатывать на вал, по приезду в Эрмитаж натягивать на раму.  По окончании выставки весь процесс придётся повторить.

15.jpg
Ф.Казанова. Портрет светлейшего князя Г.А.Потемкина-Таврического, 1789-1790


Первое, что видит посетитель выставки, попадая из Аванзала в Николаевский зал, стол, сервированный предметами «Потемкинского сервиза». Стоит заметить, что этот сервиз никогда ранее не выставлялся.

16.jpg


Важность роли Потемкина, «…который в течение долгих лет держал в своих руках судьбы родины и Европы» (историк В.В.Огарков) прекрасно понимали европейские монархи. Светлейшему князю стремились угодить, добиться его расположения, убедить в необходимости принять их сторону. Ярким свидетельством могущества Потемкина в европейских делах является «Потемкинский сервиз», который был изготовлен на Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине по заказу прусского короля Фридриха Великого. Великолепный подарок был преподнесен Потемкину с целью расположить его к Пруссии.

17.jpg

18.jpg
Предметы десертной части Потемкинского сервиза, 1778


Еще одно открытие выставки - книги, которые прибыли на выставку из Казанского (Приволжского) университета. Их много, и они никогда не выставлялись ранее в таком объеме. Свое собрание книг, рукописей и эстампов Потемкин формировал научно и целенаправленно, например, в его библиотеке есть раритетное издание, которое известно только в одном экземпляре. Библиотека Потемкина насчитывала более 6000 книг. Светлейший князь перевез ее в Екатеринослав, где хотел подарить создававшемуся там университету. Но не успел. В 1798 году по повелению императора Павла I потемкинскую библиотеку передали в Казанскую гимназию, сейчас она хранится в Казанском университете. Наибольшее количество книг выставлено в витринах в Ротонде. Также книжные раритеты присутствуют и в других выставочных залах по тематическому принципу.

19.jpg


В комнатах, примыкающих к Ротонде, (залы 157-162) показаны экспонаты из личных коллекций светлейшего князя Потемкина. Посетителей ждет еще один сервированный стол. На этот раз представлены предметы из «Сервиза с камеями», подаренного Потемкину Екатериной II.

20.jpg


Рядом со столом холодильник для вина из коллекции светлейшего князя. Такие холодильники наполнялись льдом и предназначались для охлаждения бутылок и фляг с вином перед подачей на стол.

21.jpg


Представленный на выставке холодильник находился в Таврическом дворце. Князь Потемкин нашел ему весьма своеобразное применение. Для угощения гостей во время праздника в честь взятия Измаила серебряная чаша была наполнена стерляжьей ухой.

22.jpg


Часы «Павлин», которые сейчас являются одним из символов Эрмитажа, были приобретены Потемкиным. Князь был большим любителем подобных диковинок. На выставке можно увидеть еще два предмета интерьера, в которых заключены музыкальные механизмы. Это большие напольные часы с фисгармонией английского мастера Уинроу и хрустальная люстра из Таврического дворца, в зеркальной корзине которой скрыт музыкальный механизм (рабочий!).

23.jpg

24.jpg

На выставке представлены многочисленные портреты светлейшего князя Потемкина, большая часть из которых – парадные портреты. Куратор выставки Н.Ю.Бахарева рекомендовала обратить внимание на рисунки художника Хааке, на которых князь предстает в домашней обстановке. Эти наброски были сделаны с натуры и отражают непосредственное впечатление художника от встречи со своим персонажем.

25.jpg

26.jpg

Я не смогла пройти мимо гравюры Гобера, сделанной по рисунку И.И.Горнастаева. На ней вид усадьбы Потемкина на Петергофском шоссе (просто живу по соседству), которая была построена по заказу графа Карла Сиверса. В 1779-1781 годах имением владел Г.А.Потемкин, сейчас здесь Центр культуры и досуга «Кировец» (пр.Стачек, 158).

27.jpg


На этом, пожалуй, остановлюсь. Конечно, показанная часть экспонатов – капля в выставочном море. В завершение рассказа отмечу, что после торжественного открытия выставки в присутствии почетных гостей и посетителей музея, выставочные залы молниеносно заполнились людьми. Желающих было очень много)

28.jpg


По материалам выставки подготовлено научно-популярное издание «Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического» (автор текста - Н. Ю. Бахарева), стоимость 250 рублей, уже есть в продаже. Научный иллюстрированный каталог в двух томах с каталожным описанием всех экспонатов выставки ожидается из печати (на момент открытия выставки еще не было в продаже). Также к выставке, посвященной Потемкину, выпущен видеофильм, который демонстрируется в комнатах за Ротондой.

29.jpg


Государственный Эрмитаж.
«Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического

08.12.2019 - 29.03.2020

Обратите внимание на следующую информацию. С 14 декабря по 28 декабря 2019 и с 2 января по 29 марта 2020 вводятся дополнительные часы работы выставок «Это сам Потемкин» и «Я воздвиг там мой царский дворец» по вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00.

Входной билет приобретается в кассе Малого Эрмитажа с 18.00 до 20.00 в день посещения выставки. Стоимость – 300 рублей (без льгот).
Tags: "Сам Потемкин", spbblog, Петербург, Потемкин в Эрмитаже, Эрмитаж, впечатления, выставки, выставки в Эрмитаже, спбблог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments